Система ProZorro оказалась более эффективной, чем предыдущая – если ранее при проведении торгов госзаказчики в среднем переплачивали 1,2% относительно розничных рыночных цен, то сейчас экономят 10,8%, отмечается в презентованном в четверг исследовании YouControl об эффективности системы электронных госзакупок.

"Общая экономия только на закупках исследуемых групп товаров — топлива, мяса птицы, яиц, муки, соков, картофеля, молока и сахара (конкурентные рынки с большим количеством поставщиков) выросла с 5 млн грн в 2013 году до 144 млн грн в 2017 году", — отметил в ходе презентации исследования "Публичные закупки: эффект ProZorro". Ценовые тренды товарных групп в 2013-2017 годах" в агентстве "Интерфакс-Украина" финансовый аналитик YouControl Роман Корнилюк.

Как отметили авторы исследования, необходимость исследования вызвана тем, что в настоящее время эффективность ProZorro измеряется упрощенным методом, т.е. экономией считается разница между ожидаемой стоимостью, устанавливаемой заказчиком, и конечным ценовым предложением. Однако даже серьезное снижение цены в ходе торгов может создавать иллюзию экономии, поскольку иногда цена все равно остается завышенной.

Авторы исследования подчеркнули, что предметом исследования стали открытые данные о проведенных тендерах для закупки основных групп товаров, при этом каждая была проанализирована по показателю маржинальности (разница в % между тендерной ценой и среднерыночной), что позволяет оценить размер переплаты или экономии.

Рыночная цена определялась путем линейного обобщения регулярных данных Госстата.

В то же время, отметили авторы исследования, в условиях монополизации цен экономический эффект от использования ProZorro значительно слабее или отсутствует.

"Снижения коррупционной наценки (ренты), к сожалению, не всегда можно достичь исключительно за счет прозрачности торгов", — подчеркнул Р.Корнилюк.

Помимо этого, отмечается в выводах исследования, товары с монопольных или олигопольных рынков занимают ведущие позиции по объемам в госзакупках. Наиболее масштабные лоты – газ, пар и теплоэнергия – поставляются региональными монополистами в основном по стартовым ценам в результате неконкурентных торгов.

Зафиксирована также слабая зависимость тендерных цен от объемов лотов, что "несколько противоречит принципам рынка", однако для окончательного подтверждения этого вывода необходимы аналогичные исследования на более широкой выборке товарных категорий.

Авторы исследования также отметили, что есть необходимость в дальнейшей структуризации описательных данных тендеров, и необходимость контроля качества заполнения тендерных заявок.

"В целом мы оцениваем экономический эффект от ProZorro (брались определенные позиции, где легко учитывать маржу) ориентировочно до 20-25 млрд грн в год", — отметил соавтор исследования, общественный деятель Карл Волох.

Он отметил, что в отдельных случаях маржа, по сравнению с периодом "до Евромайдана" снизилась в 15 раз, до 1% (в частности, на закупках дизельного топлива)

"Мы детально изучим отчет, и некоторые детали возьмем в работу. Подумаем над тем, можно ли его имплементировать в автоматическом виде, в частности, там, где цены можно более-менее нормально отслеживать, для того чтобы смотреть закупки за границами этого ценового коридора — ну плюс 2% еще допустимо, но если вдвое дороже – это уже повод для интереса правоохранительных органов", — отметил первый замминистра экономического развития и торговли Максим Нефьодов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

«Епіцентр» готує до запуску четверту виробничу лінію на заводі керамплитки в Київській області

Група компаній "Епіцентр" готує до запуску четверту виробничу лінію на заводі ке…